В разделе «вопрос-ответ» Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации Минприроды отвечает на часто задаваемые вопросы


Вопрос: В связи с поступлением многочисленных вопросов в части разъяснения требований Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 г. № 399-З "О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду" с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом от 15.07.2019 № 218-З, в том числе в части отнесения объектов производственной инфраструктуры, указанных в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 5 названного Закона, к объектам государственной экологической экспертизы, приводим подготовленные Минприроды разъяснения по данному вопросу:

Ответ: Ознакомиться с информацией можно по ССЫЛКЕ


Вопрос: является ли объектом государственной экологической экспертизы проект застройки с внесёнными изменениями в части увеличения воздействия на компоненты окружающей среды. Ранее данный проект прошёл государственную экологическую экспертизу.

Ответ: согласно абзаца второго подпунка 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 года № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» с учетом изменений в редакции от 15.07.2019 № 218-З (далее – Закон) к объектам государственной экологической экспертизы относится предпроектная (прединвестиционная) документация на застройку. Согласно подпункта 1.4 пункта 1 статьи 5 Закона архитектурные и при одностадийном проектировании строительные проекты на застройку (в том числе с внесенными изменениями) относятся к объектам государственной экологической экспертизы в случае, если проектные решения в них не обеспечивают нормативы допустимого воздействия на окружающую среду и объемы использования природных ресурсов, указанные в заключениях государственной экологической экспертизы по предпроектной (прединвестиционной) документации.

С учетом принципов и подходов, предусмотренных Законом, полагаем, что, если разработка предпроектной (прединвестиционной) документации на застройку не предусматривается, проекты на застройку (в том числе с внесенными изменениями) не относятся к объектам государственной экологической экспертизы.

Вопрос: при разработке технических условий требуется ли предоставлять на государственную экологическую экспертизу какие-либо научные работы?

Ответ: исчерпывающий перечень документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами для осуществления административной процедуры выдача заключения государственной экологической экспертизы, указан в пункте 3.9 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По проектам технических условий в перечень необходимых документов входят документы о результатах научно-исследовательских, и (или) опытно-конструкторских, и (или) опытно-технологических работ.

Вопрос: является ли объектом государственной экологической экспертизы строительный проект по возведению жилого многоквартирного дома на участке, расположенном в водоохранной зоне?

Ответ: согласно положениям Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 года № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» с учетом изменений в редакции от 15.07.2019 № 218-З (далее – Закон), объекты социальной инфраструктуры, такие, например, как жилые многоквартирные дома, расположенные в границах территорий подлежащих специальной охране, не являются объектами государственной экологической экспертизы. Стоит заметить, что в данном случае не рассматриваются объекты статьи 7 Закона.

Вопрос: как узнать расположен ли объект, находящийся в г. Смолевичи, в водоохранной зоне или прибрежной полосе Смолевичского водохранилища?

Ответ: пунктом 21 статьи 52 Водного кодекса установлено, что информация о границах водоохранных зон и прибрежных полос, режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах доводится до сведения заинтересованных юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, местными исполнительными и распорядительными органами посредством опубликования этой информации в средствах массовой информации и размещения на своих официальных сайтах. Таким образом, ознакомиться с границами водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, расположенных в границах г. Смолевичи, вы можете на официальном сайте Смолевичского районного исполнительного комитета, при отсутствии там данной информации вы вправе обратиться в исполнительный комитет с требованием разместить данную информацию в соответствующем разделе сайта.

Вопрос: часть трассы проектируемой сети водопровода располагается в границах г. Узда, а часть в границах Узденского района, как правильно рассчитать размер компенсационных мероприятий за удаление иного травяного покрова?

Ответ: в соответствии с абзацем 16 статьи 38 Закона Республики Беларусь «О растительном мире» компенсационные мероприятия не осуществляются в случае удаления цветников, газонов, иного травяного покрова за пределами населенных пунктов. Таким образом, для участка удаляемого иного травяного покрова, расположенного за границами г. Узда, рассчитывать размер компенсационных мероприятий не нужно. Для участка удаляемого иного травяного покрова, расположенного в границах г. Узда размер компенсационных мероприятий рассчитывается в соответствии с Положением о порядке определения условий осуществления компенсационных мероприятий, утверждённым Постановление Совета Министров Республики Беларусь 25.10.2011 № 1426.

Вопрос: в отношении разработанной нами проектной документации Центром выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы. Позже, возникла необходимость внесения изменений в проектную документацию, предусматривающие увеличение воздействия на компоненты окружающей среды. В отношении проектной документации, предусматривающей указанные изменения, Центром выдано отрицательное заключение государственной экологической экспертизы. Подскажите, отменяет ли выданное отрицательное заключение по внесению изменений в проектную документацию действие ранее выданного положительного заключения по проектной документации? Возможна ли реализация проектных решений, в соответствии с проектом, в отношении которого ранее выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы?

Ответ: случаи и порядок прекращения действия заключения государственной экологической экспертизы определены статьей 17 Закона Республики Беларусь «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду» (далее – Закон).

Положений, предусматривающих отмену ранее выданного положительного заключения по проектной документации, в случае выдачи отрицательного заключения в отношении проектной документации, предусматривающей внесение изменений в первоначальную проектную документацию, Закон не содержит.

Государственная экологическая экспертиза – это установление соответствия планируемых проектных и иных решений (далее – проектные решения), содержащихся в предпроектной (предынвестиционной), проектной и (или) иной документации (далее, если не предусмотрено иное, – документация), требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов (пункт 1 статьи 1 Закона).

Таким образом, проектные решения, содержащиеся в проектной документации, в отношении которой ранее выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы, требованиям законодательства об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов соответствуют.

И реализация проектных решений, в соответствии с проектом, в отношении которого ранее выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы полагается возможной.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 15 Закона, реализация проектных решений без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Следовательно, реализация проектных решений, содержащихся в проектной документации, предусматривающей внесение изменений, в отношении которых Центром выдано отрицательное заключение государственной экологической экспертизы запрещается.

Вопрос: просим предоставить информацию о расположении проектируемого объекта в границах природных территорий, подлежащих специальной охране (включая водоохранные зоны рек и водоёмов).

Ответ: cогласно части первой статьи 63 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» в целях сохранения полезных качеств окружающей среды в Республике Беларусь выделяются следующие природные территории, подлежащие специальной охране: курортные зоны; зоны отдыха; парки, скверы и бульвары; водоохранные зоны и прибрежные полосы рек и водоемов; зоны санитарной охраны месторождений минеральных вод и лечебных сапропелей; зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора; рекреационно-оздоровительные и защитные леса; типичные и редкие природные ландшафты и биотопы; верховые болота, болота, являющиеся истоками водотоков; места обитания диких животных и места произрастания дикорастущих растений, относящихся к видам, включенным в Красную книгу Республики Беларусь; природные территории, имеющие значение для размножения, нагула, зимовки и (или) миграции диких животных; охранные зоны особо охраняемых природных территорий; иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования. При этом, на природных территориях, подлежащих специальной охране, могут устанавливаться ограничения и запреты на осуществление отдельных видов хозяйственной и иной деятельности, которые указываются в документах, удостоверяющих права на пользование земельным участком, участком лесного фонда, водным объектом (его частью), участком недр, охотничьими и (или) рыболовными угодьями. Указанные ограничения и запреты учитываются при разработке и реализации, в том числе проектов (часть вторая статьи 63 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»).

Кроме того, местные исполнительные и распорядительные органы в области охраны и использования вод утверждают проекты водоохранных зон и прибрежных полос, устанавливают границы водоохранных зон и прибрежных полос; обеспечивают содержание в надлежащем состоянии водоохранных зон и прибрежных полос, соблюдение режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на землях общего пользования и землях запаса, расположенных в границах таких территорий, а также обозначение на местности этих границ информационными знаками (подпункты 2.5, 2.6 пункта 2 статьи 13 Водного кодекса Республики Беларусь). При этом, согласно абзацу восьмому части второй статьи 8 Закона Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении» местные исполнительные и распорядительные органы в области питьевого водоснабжения в пределах своей компетенции организуют зоны санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения и принимают меры по пресечению нарушений режима этих зон.

Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации Минприроды является уполномоченным органом, к компетенции которого относится осуществление административных процедур, предусмотренных п. 3.9 (выдача заключения государственной экологической экспертизы), п. 3.18 (выдача заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности) единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

При этом, представление информации (сведений) о расположении того или иного объекта в границах природных территорий, подлежащих специальной охране, к компетенции Центра не относится.

Принимая во внимание изложенной выше, Центр, руководствуясь пунктом 3 статьи 10 Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» оставляет обращение без рассмотрения по существу и разъясняет, что для решения вопроса, изложенного в обращении (предоставление информации о расположении проектируемого объекта в границах природных территорий, подлежащих специальной охране (включая водоохранные зоны рек и водоёмов), следует обратиться в местные исполнительные и распорядительные органы по месту расположения объекта проектирования.

Вопрос: подскажите, на какой стадии находится проведение государственной экологической экспертизы по проекту Брестского аккумуляторного завода?

Ответ: по строительному проекту «Аккумуляторный завод ООО  «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт» (далее – строительный проект 2017 года) было выдано положительное заключение государственной экологической экспертизы № 759/2017, утвержденное приказом Государственного учреждения образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 26.05.2017 № 759-Э.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 5 и подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 18.07.2016 № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке, оценке воздействия на окружающую среду», по проектной документации на строительство завода требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) и государственной экологической экспертизы ввиду того, что базовый размер санитарно-защитной зоны (далее – СЗЗ) объекта составляет более 300 метров.

Базовый размер СЗЗ производства свинцовых аккумуляторов – 500 м. Принятый для аккумуляторного завода размер СЗЗ соответствует базовому.

В составе строительного проекта 2017 года проводилась оценка воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС). По отчету об ОВОС проводились общественные обсуждения.

Строительным проектом «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт». Внесение изменений (объект: 290476591-550) (далее – внесение изменений в строительный проект) по отношению к строительному проекту 2017 года не планируется увеличения суммы валового выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух более, чем на пять процентов, увеличение объема сточных вод более, чем на пять процентов, не меняется назначение объекта и не планируется предоставление дополнительного земельного участка.

Принимая во внимание требования подпункта 7.7 пункта 7 «Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2017  № 47, доработка отчета об ОВОС и его общественные обсуждения не проводились.

По строительному проекту 2017 года проводилась государственная экспертиза, в ходе которой в данный проект были внесены изменения, в том числе в части решений по вентиляции. По результатам государственной экспертизы Республиканским унитарным предприятием «Главгосстройэкспертиза» по объекту «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт» выдано положительное заключение от 15.02.2018 № 58‑17/18. Измененные в строительном проекте 2017 года решения по вентиляции (в ходе проведения государственной экспертизы) учтены при внесении изменений в строительный проект. Данные изменения касаются уточнении диаметров воздуховодов и скоростей потока воздуха для всех вентиляционных систем.

В настоящее время (в ходе строительства аккумуляторного завода) реализована большая часть решений, принятых строительным проектом 2017 года.

Заказчиком произведена закупка нового технологического, пылегазоочистного и водоочистного оборудования. Получена техническая документация производителей (изготовителей) заявленного оборудования. Документация содержит технические, а также экологические, характеристики поставленного на объект оборудования. Она использована проектной организацией при внесении изменений в строительный проект 2017 года.

Ранее принятые принципиальные решения в технологической части проектной документации сохраняются. Внесены изменения с учетом закупленного оборудования.

Решения по возведению зданий и сооружений, прокладке инженерных сетей, предусмотренные строительным проектом 2017 года, сохраняются.

Основные решения, принятые при внесении изменений в строительный проект касаются:

  • участка приёма серной кислоты и подготовки электролита производственного корпуса в части замены оборудования хранения серной кислоты и разбавления серной кислоты;

  • участка производства свинцового порошка производственного корпуса в части: замены оборудования осаждения свинцового порошка и очистки запыленного воздуха;

  • участка формирования батарей производственного корпуса в части замены очистного оборудования от аэрозоли серной кислоты;

  • участка производства свинцовой ленты и участка сборки аккумуляторных батарей в части замены газоочистного оборудования;

  • очистных сооружений производственных сточных вод в части замены оборудования.

Воздействие на компоненты природной среды в проектной документации объекта определено для аккумуляторного завода в целом, при этом учтены:

  • решения строительного проекта 2017 года по вентиляции, измененные при проведении государственной экспертизы проекта;

  • решения, измененные внесением изменений в строительный проект.

Изменения и уточнения внесены в раздел «Охрана окружающей среды» проектной документации: в части охраны атмосферного воздуха (изменены параметры ранее запроектированных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, учтены ранее неучтенные источники выделения (технологическое оборудование) и источники выбросов загрязняющих веществ); в части водопотребления и водоотведения - в системе очистки сточных вод аккумуляторного завода и уточнены объёмы хозяйственно-бытовых сточных вод; в части решений по образованию отходов производства и обращения с ними.

По результатам проведения государственной экологической экспертизы сделан вывод о том, что представленные решения, содержащиеся в строительном проекте «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт». Внесение изменений (объект: 290476591-550) соответствуют требованиям: законодательства об охране атмосферного воздуха, законодательства об охране и использовании вод, законодательства об охране и использовании животного мира, законодательства об охране и использовании растительного мира, законодательства об охране и использовании земель, законодательства об охране и использовании недр, законодательства об обращении с отходами, законодательства о государственной экологической экспертизе.

Выдано положительное (с условиями) заключение № 270/2019 государственной экологической экспертизы по строительному проекту «Аккумуляторный завод ООО «АйПауэр» с собственной котельной на природном газе по адресу: Брестский район, СЭЗ «Брест», район «Аэропорт». Внесение изменений (объект: 290476591-550).

Оценка соответствия (или несоответствия) фактических параметров заявленным значениям, указанным в проектной документации по объекту, осуществляется на стадии приемки объекта в эксплуатацию, в частности, в рамках осуществляемой Центром административной процедуры «Выдача заключения о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности», предусмотренной пунктом 3.18 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156.

В случае несоответствия фактических параметров проектным, при приемке объекта в эксплуатацию заключение о соответствии законченного строительством объекта требованиям экологической безопасности Центром не будет выдано.


Вопрос: при удалении дерева имеющего несколько стволов, компенсационные мероприятия рассчитываются как за одно удаляемое дерево, либо нужно учитывать количество стволов?

Ответ: в Положении о порядке определения условий осуществления компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.10.2011 № 1426, для целей расчёта размера компенсационных мероприятий за удаляемые объекты растительного мира в отношении деревьев используется информация о диаметре ствола на высоте 1,3 метра. Таким образом, при удалении дерева, имеющего несколько стволов, расчёт размера указанных мероприятий осуществляется за каждый из стволов дерева, являющихся таковыми на высоте 1,3 метра.


Вопрос: на участке проектирования произрастает несколько участков поросли, суммарной площадью 7 м2. Как правильно произвести расчёт компенсационных мероприятий?

Ответ: при наличии на участке проектирования объекта строительства нескольких участков поросли (самосева) деревьев, кустарников их площадь суммируется и на основании суммарной площади рассчитываются размеры компенсационных мероприятий за удаляемые объекты растительного мира. Если указанная суммарная площадь составляет менее 10 м2, для целей расчёта площадью участков поросли (самосева) деревьев, кустарников принимаются 10 м2.     


Вопрос: при расчёте компенсационных мероприятий при удалении поросли деревьев, кустарников нужно ли учитывать качественное состояние поросли?

Ответ: приложением 3 к Положению о порядке определения условий осуществления компенсационных посадок либо компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.10.2011 № 1426, не установлены критерии для определения качественного состояния участков поросли (самосева) деревьев, кустарников, соответственно, качественное состояние при расчёте компенсационных мероприятий не учитывается.


Вопрос: как получить дубликат Свидетельства о повышении квалификации, в случае его утери?

Ответ: в соответствии с подпунктом 2.10 пункта 2, пунктом 12 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании, Свидетельство о повышении квалификации, выданное по результатам прохождения курсов повышения квалификации, является документом об образовании. 

Выдача дубликата документа об образовании, приложения к нему, документа об обучении является административной процедурой, предусмотренной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2010 № 200 (далее – Перечень). 

Для получения дубликата справки об обучении необходимо обратиться в учреждение образования с заявлением, представить документы, предусмотренные подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Перечня.


Вопрос: как получить дубликат справки об образовании, в случае ее утери?

Ответ: в соответствии с подпунктом 2.7 пункта 2, пунктом 9 статьи 99 Кодекса Республики Беларусь об образовании, справка об обучении, выданная по результатам прохождения обучающего семинара, является документом об обучении. 

Выдача дубликата документа об образовании, приложения к нему, документа об обучении является административной процедурой, предусмотренной подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 24.04.2010 № 200 (далее – Перечень). 

Для получения дубликата справки об обучении необходимо обратиться в учреждение образования с заявлением, представить документы, предусмотренные подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 Перечня.


Вопрос: необходимо ли проходить государственную экологическую экспертизу в отношении объектов сельскохозяйственного назначения в рамках Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года №7 «О развитии предпринимательства»?

Ответ: в соответствии с абзацами пятым и двенадцатым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) и примечания к указанной части установлено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении объектов сельскохозяйственного назначения, за исключением объектов, на которых планируется осуществлять экологически опасную деятельность. 

Критерии отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности определены Приложением к Указу Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 349 «О критериях отнесения хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает вредное воздействие на окружающую среду, к экологически опасной деятельности» (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 08.02.2016 № 34). 

Таким образом, в случае, если на рассматриваемом объекте сельскохозяйственного назначения не планируется осуществлять экологически опасную деятельность, необходимости проведения государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации Центром не усматривается.


Вопрос: можно ли не обращаться за проведением государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации при реконструкции котельной с заменой типа котлоагрегатов без увеличения или со снижением их мощности (при которой не увеличивается или даже уменьшается выбросы вредных веществ в атмосферу)?

Ответ: в соответствии с абзацами пятым и девятым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) установлено, что субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не обращаются за проведением государственной экологической экспертизы в отношении проектной документации по объектам модернизации, реконструкции, включающих замену узлов, агрегатов, устройство дополнительных строительных конструкций, обеспечивающих модернизацию технологических процессов, изменение назначения помещений, не связанных с воздействием на компоненты природной среды. 

В случае, если проектной документацией предусматривается реконструкции котельной с заменой типа котлоагрегатов, реализация проектных решений предполагает, в том числе, изменение характеристик источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. 

Таким образом, предусматриваемая реконструкция связана с оказанием воздействия на компоненты природной среды, так как предусматривает, в том числе, изменение параметров источника загрязнения атмосферного воздуха. Следовательно, по мнению Центра, предусматриваемая реконструкция связана с оказанием воздействия на компоненты природной среды, экономическая деятельность в сфере строительства по рассматриваемому объекту не подпадает под нормы, предусмотренные абзацами пятым и девятым подпункта 4.4 пункта 4 Декрета № 7. 

Таким образом, при принятии решения об отнесении проектной документации по реконструкции котельной с заменой котлоагрегатов необходимо руководствоваться положениями статьи 5 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2016 года № 399-З «О государственной экологической экспертизе, стратегической экологической оценке и оценке воздействия на окружающую среду»


Вопрос: Просьба разъяснить действующий на данный момент порядок подготовки и выдачи заказчикам разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования объекта, снос.

Ответ: С 16 февраля 2019 г. вступила в силу новая редакция Положения о порядке подготовки и выдачи разрешительной документации на строительство объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 223 (далее - Положение), изложенная в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2018 № 785 «О внесении дополнения и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 20 февраля 2007 г. № 223 и от 17 февраля 2012 г. № 156» (далее - постановление № 785). Постановление № 785 принято для совершенствования порядка выдачи разрешительной документации на строительство объектов, а также с целью выполнения требований подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее - Декрет № 7).

Положение определяет порядок подготовки и выдачи заказчику, застройщику разрешительной документации на проектирование, возведение, реконструкцию, реставрацию, благоустройство на землях общего пользования, снос.

Установлены виды правоотношений, на которые оно не распространяется (пункт 3 Положения):

• работы по технической модернизации и капитальному ремонту, поскольку согласно Декрету № 7 на такие работы не требуется получения разрешительной документации;

• работы по благоустройству на предоставленном земельном участке в связи с тем, что благоустройство - совокупность работ (строительно-монтажных, пусконаладочных) и мероприятий, осуществляемых в целях приведения территории в состояние, пригодное для эксплуатации зданий, сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, создания благоприятных условий жизнедеятельности населения, формирования полноценной, эстетически выразительной среды обитания, следовательно, не представляется необходимым со стороны исполкомов регулировать вопросы благоустройства на предоставленных земельных участках, так как в результате таких работ не появляются капитальные строения;

• военное строительство - аналогичная норма закреплена в ст.11 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь»;

• переустройство и (или) перепланировку квартир в многоквартирных жилых домах; реконструкцию гражданами жилых и (или) нежилых помещений в многоквартирных жилых домах; на переустройство и (или) перепланировку, реконструкцию одноквартирных, блокированных жилых домов, в том числе жилого и (или) нежилого помещений в их составе, а также нежилых капитальных построек на придомовой территории, так как данные вопросы регулируются положениями, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2013 № 384;

•  снос гражданами нежилых капитальных построек на придомовой территории в связи с тем, что данное изъятие упростит порядок сноса хозяйственных построек гражданами;

•  строительство, осуществляемое в целях ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций либо их предупреждения, - указанная норма введена с целью принятия оперативных действий при возникновении или для предупреждения чрезвычайных ситуаций;

•  строительство садовых домиков, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения коллективного садоводства на земельных участках, предоставленных членам садоводческого товарищества для этих целей, так как данные вопросы регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ».

Пунктом 5 Положения предусматривается, что исполкомом в каждом конкретном случае устанавливается объектный перечень с указанием документов, необходимых для получения, который вместе с поручением направляется в коммунальное унитарное предприятие (КУП), созданное во исполнение пункта 7 Указа Президента Республики Беларусь от 16.11.2006 № 676 «О некоторых вопросах управления строительной отраслью и ее функционирования», или подразделение архитектуры и строительства для запроса таких документов.

Подготовка разрешительной документации выполняется специально создаваемым для этих целей КУП или структурным подразделением исполкома, осуществляющим государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности на территории административно-территориальной единицы, на договорной основе.

Обращаем Ваше внимание, что Государственное учреждение образования «Республиканский центр государственной экологической экспертизы и повышения квалификации руководящих работников и специалистов» Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь выдаёт технические требования только по заявкам КУП или структурных подразделений исполкомов, осуществляющих государственно-властные полномочия в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.


 

Вопрос: Требуется ли выполнение расчета ущерба животному миру при установке солнечных панелей на землях сельскохозяйственного назначения?

Ответ: Положением о порядке определения размера компенсационных выплат и их осуществления (утверждено Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.02.2008 № 168) устанавливается порядок определения размера компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания при осуществлении строительных, дноуглубительных или взрывных работ, добыче полезных ископаемых или водных растений, прокладке кабелей, трубопроводов или других коммуникаций, производстве иных работ на водных объектах (далее - строительные и иные работы), а также в случаях, когда не представляется возможным проведение мероприятий, предусмотренных в пунктах 2 и 3 статьи 23 Закона Республики Беларусь «О животном мире».

В свою очередь требованиями пунктов 2, 3 статьи 23 Закона Республики Беларусь «О животном мире» предусмотрено:

2. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, строительная и иная деятельность которых оказывает вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляет потенциальную опасность для них, обязаны планировать и осуществлять мероприятия в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания в соответствии с проектными решениями планируемой строительной и иной деятельности, прошедшими государственную экологическую экспертизу в случаях и порядке, установленных законодательством в области государственной экологической экспертизы, стратегической экологической оценки и оценки воздействия на окружающую среду, а при их отсутствии - с соответствующими планами, согласованными с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.

3. При размещении, проектировании, возведении, реконструкции, расширении, техническом переоснащении, модернизации, изменении профиля производства, демонтаже и (или) сносе объектов и комплексов, оказывающих вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания или представляющих потенциальную опасность для них, в проектной документации должны предусматриваться:

3.1. мероприятия, обеспечивающие охрану объектов животного мира и (или) среды их обитания от вредного воздействия на них химических и радиоактивных веществ, отходов, физических и иных вредных воздействий;

3.2. мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции и мест концентрации диких животных, в том числе путем строительства и ввода в эксплуатацию сооружений для прохода диких животных через транспортные коммуникации, плотины и иные препятствия на путях их миграции, зоопитомников и других объектов для разведения диких животных, а также иных сооружений, возводимых в целях предотвращения и (или) компенсации возможного вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания. Строительство и ввод в эксплуатацию указанных сооружений должны осуществляться до начала возведения, реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации, изменения профиля производства, демонтажа и (или) сноса объектов и комплексов, которые могут причинить вред объектам животного мира и (или) среде их обитания;

3.3. иные мероприятия, обеспечивающие предупреждение вредного воздействия на объекты животного мира и (или) среду их обитания.

Для расчета на компенсационных выплат используется показатель - «Базовая плотность объектов животного мира, особей на гектар (для беспозвоночных - килограммов на гектар)». В качестве исходных данных для определения значений базовой плотности служат данные государственного кадастра животного мира, рыбоводно-биологических обоснований, отчетов пользователей охотничьих угодий по учету численности охотничьих животных, отчетов научных организаций. При отсутствии информации допускается экспертная оценка численности объектов животного мира, где используются данные численности объектов животного мира на смежных территориях, которые имеют сходные условия обитания объектов животного мира (физико-географические, ландшафтные и типологические характеристики) и принимаются за эталонные территории.

Для земель сельскохозяйственного назначения не ведутся кадастры животного мира и другая документация, что делает невозможным расчет ущерба.

В том числе, согласно Закону О животном мире:

объекты животного мира - дикие животные, в том числе относящиеся к объектам охоты и рыболовства, а также популяции диких животных;

среда обитания объектов животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы.

Согласно Кодексу Республики Беларусь «О земле»:

сельскохозяйственные земли - земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции и включающие в себя пахотные земли, залежные земли, земли под постоянными культурами и луговые земли.

Таким образом, сельскохозяйственные земли не являются средой обитания объектов животного мира и расчет компенсационных выплат за вредное воздействие на объекты животного мира и (или) среду их обитания не требуется.

     

Вопрос: Является ли обязательным условием расчет выбросов парниковых газов при разработке ОВОС?

Ответ: Обязательность расчета выбросов парниковых газов установлена ТКП 17.09-01-2011 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Климат Выбросы и поглощение парниковых газов. Правила расчета выбросов за счет внедрения мероприятий по энергосбережению, возобновляемых источников энергии», утвержден и введен в действие постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 сентября 2011 г. № 13-Т.

Требования технического кодекса применяют при оценке выбросов парниковых газов в атмосферный воздух, которые используются при:

– оценке воздействия на атмосферный воздух и проведении государственных экспертиз;

– подготовке предложений о реализации проектов совместного осуществления (PIN);

– разработке проектной документации на возведение, реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство, снос объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду;

– подготовке бизнес-планов, инвестиционных проектов;

– ведении отчетности о выбросах парниковых газов в атмосферный воздух;

– иных мероприятиях по смягчению воздействия на климат и охране атмосферного воздуха, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Если проектируемый объект попадает в область применения ТКП 17.09-01-2011, то расчет выбросов парниковых газов необходим.

 

Вопрос: Как правильно с точки зрения проведения ОВОС и ГЭЭ ветропарк из 2-х ВЭУ может быть разделен на две очереди?

 Ответ: ОВОС проводится для объекта в целом. Не допускается проведение ОВОС для отдельных выделяемых в проектной документации по объекту этапов работ, очередей строительства, пусковых комплексов (пункт 8 главы 2 «Положения о порядке проведения оценки воздействия на окружающую среду, требованиях к составу отчета об оценке воздействия на окружающую среду, требованиях к специалистам, осуществляющим проведение оценки воздействия на окружающую среду», утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 19.01.2017 № 47).

При этом на стадии проектирования «Архитектурный» или «Строительный проект» могут быть выделены отдельные очереди строительства.

Справочно:

Очередь строительства - определенная проектной документацией на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта часть объекта основного назначения, которая может самостоятельно эксплуатироваться и обеспечивать в числе прочего безопасность его эксплуатации, выпуск продукции, производство работ, оказание услуг, а также может включать один или несколько пусковых комплексов.